• Головна
  • Аналітика
  • Новини ринку
  • Председатель ФРС Джером Пауэлл считает, что экономика США может избежать рецессии, но шансы складываются не в его пользу - Bloomberg
Економічні новини
08.05.2023

Председатель ФРС Джером Пауэлл считает, что экономика США может избежать рецессии, но шансы складываются не в его пользу - Bloomberg

Председатель Федеральной резервной системы Джером Пауэлл считает, что экономика США может избежать рецессии. Но шансы складываются не в его пользу — благодаря банковскому делу, политике и даже погоде.

По мнению Пауэлла, сила американского рынка труда, бросающая вызов гравитации, - что снова продемонстрировано в опубликованных в пятницу данных о занятости, которые показали значительный рост в прошлом месяце, — создает условия для мягкой посадки, даже после повышения процентных ставок на пять процентных пунктов чуть более чем за год.

“Возможно, что на этот раз все действительно по-другому”, - заявил глава ФРС журналистам на прошлой неделе после повышения ставок в десятый раз подряд.

Тем не менее, рынок труда, который остается слишком напряженным, чтобы справиться с ним, означает, что ФРС придется дольше удерживать ставки на высоком уровне, чтобы подавить инфляцию - именно по этой причине риски рецессии так высоки. И чтобы прогноз Пауэлла сбылся, экономике США придется преодолеть три основных препятствия, все из которых указывают на спад во второй половине этого года.

Надвигающийся кредитный кризис. Обусловленный совокупным воздействием ужесточения политики ФРС и банкротств банков, это, вероятно, особенно сильно ударит по малому бизнесу и коммерческой недвижимости.

Тупик в вопросе потолка госдолга в Вашингтоне. Противостояние партий, достигающее апогея прямо сейчас, грозит периодом сильного финансового стресса. Если правительство США объявит дефолт, удар по экономике и рынкам может сравниться с крахом 2008 года.

Климатический шаблон Эль-Ниньо. Погодная система набирает силу, угрожая экстремальными условиями по всему миру, которые нарушат поставки сырьевых товаров, подтолкнут цены выше и заставят ФРС сосредоточиться на инфляции.

И если этот тройной эффект действительно приведет экономику к спаду, возможно, Пауэлл и его коллеги мало что смогут с этим поделать. Снижение ставок является основным инструментом борьбы с рецессией, но ФРС сложно применять его, когда она все еще пытается вернуть инфляцию к целевому показателю.

Самое быстрое ужесточение денежно-кредитной политики за последние четыре десятилетия всегда имело свою цену. ФРС повысила ставки с почти нулевого уровня до более чем 5% с марта прошлого года. В новейшей истории количество случаев, когда такого рода политика не приводила к рецессии, равно нулю.

Динамика, которая ведет от повышения ставок к сокращению экономики, очевидна. По мере роста стоимости заимствований и падения цен на активы расходы замедляются, а предприятия сокращают рабочие места. Для центральных банков этот рост безработицы — и, как следствие, снижение заработной платы — является механизмом, который возвращает инфляцию к целевому показателю.

Другими словами, рецессии не являются случайным побочным эффектом попыток обуздать инфляцию. Они - главное шоу. Вот почему, даже когда ФРС только начинала повышать ставки в прошлом году, Bloomberg Economics прогнозировало спад во второй половине 2023 года.

Затем началась банковская паника. Волна банкротств, начавшаяся с банка Силиконовой долины, в некотором смысле не стала неожиданностью. Никто точно не знал, что произойдет, когда ФРС повысит ставку, но все подозревали, что что—то произойдет.

Однако, если бы чиновники ФРС могли выбирать, они, вероятно, не выбрали бы рушащиеся региональные банки в качестве предпочтительного механизма для обеспечения дезинфляции.

Банкротства банков усиливают влияние более высоких процентных ставок на ограничение кредитования. Даже в прошлом году опрос старших кредитных инспекторов — предпочтительный барометр ФРС — показал ужесточение стандартов кредитования, и эта тенденция только ускорится после SVB. Как правило, замедление кредитования следует с запозданием после того, как банки проявляют осторожность, что является одной из причин, по которой можно точно определить спад во втором полугодии.

Более того, стрессы в банковской системе имеют тенденцию нарастать как снежный ком. Ранние заверения в том, что SVB был экстремальным выбросом, теперь кажутся далекими от истины, поскольку инфекция распространилась. В совокупности банкротства банков в 2023 году уже конкурируют с банкротствами в 2008 году по размеру активов.

Тем временем в Вашингтоне противостояние по поводу потолка госдолга перерастает в нечто, что выглядит более опасным, чем прошлые эпизоды.

Министр финансов Джанет Йеллен направила 1 мая прямое предупреждение американским законодателям: возможности ее ведомства использовать специальные бухгалтерские маневры, чтобы оставаться в пределах лимита долга, могут быть исчерпаны уже в начале июня. Казначейство изворачивалось, чтобы избежать дефолта, с тех пор как в январе достигло текущего установленного законом предела в 31,4 трлн долларов.

Президент Джо Байден и спикер Палаты представителей Кевин Маккарти должны провести переговоры о потолке госдолга 9 мая, но ожидания прорыва невелики. Маккарти уже протолкнул республиканский законопроект, предусматривающий радикальное сокращение расходов в обмен на повышение потолка, что демократы отвергли.

Если рост действительно начнет замедляться, устойчивая инфляция ограничит возможности ФРС для реагирования.

Поскольку цены растут гораздо быстрее, чем хочет ФРС, “было бы неуместно снижать ставки, и мы не будем снижать ставки”, - заявил Пауэлл журналистам на прошлой неделе. Перевод: Если начнется рецессия, не ждите, что мы придем на помощь с денежно-кредитными стимулами.

Общий уровень инфляции потребительских цен, составивший 5% в марте, резко снизился с пика выше 9% прошлым летом. Но это была самая легкая часть — благодаря неразрывным цепочкам поставок и падению цен на энергоносители ФРС выполнила за них работу. Впереди самые трудные ярды.

Bloomberg Economics прогнозирует, что рост заработной платы и прекращение дезинфляционного импульса со стороны товаров и энергоносителей оставят базовую инфляцию на уровне около 4% к концу этого года. А могло быть и хуже.


Дивись також